-
Canon EF 17-40mm f/4 USM L
В таблице приведены ссылки на обзоры объективов, но цель этой статьи — сравнение этих характеристик и их анализ.
За исходные данные будут приняты результаты измерений, проведенных на сайте www.photozone.de.
Разрешающая способность
Разрешающая способность измеряется в количестве пар горизонтальных черно-белых штрихов на 1 мм изображения, проецируемого объективом на матрицу, на графике она обозначена как величина lw/ph.
На приведенных ниже графиках показано сравнение разрешающей способности на разных фокусных расстояниях и при рразных значениях диафрагмы.
Разрешающая способность на полностью открытой диафрагме
Почти всегда качество картинки при полностью открытой диафрагме — это пол, ниже которого не упадешь.
Однако, несмотря на это, снимать в этом режиме приходится довольно регулярно, в частности, когда не хватает света. Посмотрим, как поведут себя объективы в этом тесте.
У каждого каждого объектива сравнивалась разрешающая способность при разных фокусных расстояниях.
Синий столбик на диаграмме соответствует "короткому концу", то есть 17 мм, красный столбик — фокусному расстоянию — 24 мм (чаще всего используется для повседневной съемки), зеленый столбик — разрешающая способность на максимальном фокусном расстоянии.
Разрешающая способность по краю кадра всегда ниже, чем в центре кадра. Для построения графиков использовались средние арифметические между центром и краем. Чем больше показатели, тем лучше.
Сразу нарисовались три лидера — Canon 17-55, Canon 17-40L и Sigma 17-50.
На коротком конце самый резкий Canon 17-55, на 24 мм — Sigma 17-50, на длинном — Canon 17-40L (правда длинный конец у него короче чем у конкурентов на 10 мм :) — в общем и целом — паритет.
Canon 17-55 и Canon 17-40 показывают очень похожие результаты — отличия минимальны. По всей видимости это говорит о том, что "коньяк "Три звезды" и "Пять звезд" разливается из одной бочки".
У Tamron 17-50 и Sigma 17-70 дела обстоят хуже, но они опять же играют на равных между собой. У Sigma 17-70 чуть ниже третий столбик, но и само фокусное расстояние у нее больше.
Максимальная разрешающая способность
При закрытии диафрагмы качество изображения у всех объективов увеличивается.
Как правило пик разрешающей способности приходится на диафрагму f/5.6 — 8.
Для каждого объектива был выбран оптимальный режим, когда средняя разрешающая способность становилась максимальной для данного фокусного расстояния.
Смотрим график, чем больше показатели, тем лучше.
Sigma 17-50 оказалась в этом тесте лидером, незначительно опередив Canon 17-55 (по среднему арифметическому — 2356 lw/ph против 2338 lw/ph).
Кропнутый Canon 17-55, в свою очередь, "обставил" своего коллегу по цеху Canon 17-40L. И это при том, что у 17-55 светосила f/2.8!
Если зажать диафрагму до f/4 и сравнить его с Canon 17-40L, то у последнего шансов нет — Canon 17-55 более резок!
Объективы Sigma 17-70 демонстрируют неплохие результаты на коротком конце, но потом быстро "сдувается".
Tamron 17-50 тоже слаб и по показанным результатам мало чем отличается от Sigma 17-70.
Итоги первого раунда
Объективы Canon (оба) и Sigma 17-50 выступили практически на равных.
Canon'ы дают более четкую картинку на открытой диафрагме, Sigma 17-50 им немного проигрывает, однако при зажатии диафрагмы все же на самую малость опережает их!
Следующей за ними идет пара Sigma 17-70 и Tamron 17-50 — их результаты тоже очень близки, но Sigma 17-70 все же оказалась чуть лучше.
Хроматические аберрации
Что такое ХА, я думаю, подробно расписывать не надо — цветные каемки вокруг темных объектов на светлом фоне видели все.
Больше всего хроматическим аберрациям оказались подвержены объективы, у которых диапазон фокусных расстояний смещен в сторону широкого угла. Кратность зума также играет в этом отрицательную роль.
Сильнее всего ХА проявляются при съемке на минимальном фокусном расстоянии и полностью открытой диафрагме. Чем меньше ХА, тем лучше.
Объективы Canon показали самую "чистую" картинку, средняя ширина хроматических аберраций не превысила 1 пиксель. Объективы Sigma и Tamron уступили Canon'у у них хроматические аберрации сильнее на 15-20%.
В принципе, этот результат тоже вполне приемлемый — в RAW-конверторе такие ХА можно бесследно убрать.
Дисторсия
Это сравнение выявить, какой объектив сильнее "тянет углы" и "гнет прямые". Дисторсия бывает двух типов — отрицательная (когда картинка выглядит выпуклой) и положительной (соответственно, когда картинка "вогнутая"). Отрицательная дисторсия, как правило, присутствует на коротоком конце, но с увеличением фокусного расстояния она становится положительной.
Чем меньше дисторсия по абсолютному значению, тем лучше.
Трудно однозначно определить победителя путем математических вычислений. Разумнее будет принять следующую систему оценки.
Дисторсия менее 1.5-2% (не важно какая — положительная или отрицательная) в большинстве случаев практически не заметна. Поэтому, пусть лучше она будет в обе стороны, но понемногу, чем сильная в одну сторону.
В этом тесте объективы Canon опять одерживают победу. За ними идут объективы Sigma, а Tamron 17-50 получает шуточную награду "за самые кривые стены на коротком конце" :)
Виньетирование
Виньетирование — это затемнение углов кадра. Наиболее сильным оно бывает на минимальном фокусном расстоянии и полностью открытой диафрагме.
Для каждого объектива было осуществлено 3 измерения — на коротком конце, на 24 мм и на длинном конце. Измерения происходили с максимально открытой диафрагмой (для данного фокусного расстояния).
Чем меньше виньетирование, тем лучше.
Меньше всего виньетирование проявляется у Canon 17-40L — не удивительно, у полнокадровых объективов круг формируемого изображения больше, чем у "кропнутых", поэтому на кроп попадает только центральная часть изображения и затемненные углы оказываются за пределами матрицы.
Sigma и Tamron показывают средние результаты, а Canon 17-55 оказывается в этом испытании на последнем месте.
Механические характеристики
Механические характеристики объектива не имеют прямого отношения к качеству изображения, но во многом определяют срок службы объектива, удобство его в использовании, четкость работы автофокуса, стабилизации (в случае ее наличия). Результаты этого теста взяты из подведения итогов об объективах на сайте photozone.ru.
Шкала оценок 5-бальная:
-
1 балл — очень плохо
-
2 балла — ниже среднего
-
3 балла — "добротный средний класс"
-
4 балла — очень хорошо, но есть небольшие придирки
-
5 баллов — идеально!
-
Вот так распределились оценки механической части тестируемых объективов:
Лучшим оказался Canon 17-40L, остальные участники поделили между собой второе место.
Подведение итогов
Немного о системе оценки. Место, занятое объективом в той или иной номинации соответствовало баллам, присвоенным объективу.
Баллы по всем номинациям складывались. Получалось, что чем меньше итоговый балл, тем лучше.
Получается, что баллы "штрафные". Чтобы получить результат, нужно вычесть эти штрафные баллы из какого-то начального числа.
Это число соответствует объективу, занявшего бы во всех номинациях последнее место, то есть "нулевым уровнем", от которого будем дальше отталкиваться.
Кроме того, для тестов разных были введены весовые коэффициенты от 1 (то, что можно исправить в редакторе) до 3 (критически важная характеристика):
Разрешающая способность: 3 (если объектив "мылит", то ни в каком редакторе это не исправишь)
Хроматические аберрации: 1 (правится в RAW)
Дисторсия: 1 (правится в RAW)
Виньетирование: 1 (правится в RAW)
Механическая часть: 3 (долговечность, удобство в использовании)
Универсальность (фокусные расстояния): 2 (важная, но субъективная характеристика)
Синий столбец на диаграмме — набранный итоговый балл, чем больше, тем лучше.
Красный столбец на диаграмме обозначает среднюю розничную цену (в тысячах рублей) на момент публикации статьи.