Статья о том, как устроен объектив, подробная информация о диафрагме, фокусному расстоянию, светосиле объектива
Современные объективы – это дизайнерские шедевры, обладающие низкодисперсными и асферическими элементами, суперсекретными нанокристаллическими покрытиями и т. п.
Все больше и больше людей выискивает объективы с как можно большим числом элементов и групп («О, 56 элементов в 49 группах – это круто!»).
Однако при этом многие забывают, что каждая поверхность элемента отражает небольшую часть света (обычно менее 1%, а часто всего 0.2%). Этот отраженный свет многократно переотражается внутри объектива и вызывает блики, потерю контрастности и двоение изображения.
Конечно, покрытия элементов минимизируют блики, и производители объективов охотно рекламируют тот факт, что новые версии объективов имеют нанокристаллические покрытия, и они значительно лучше, чем старые покрытия.
Однако производители при этом умалчивают о том, что как правило такими покрытиями обладает всего 1 или максимум 2 элемента внутри объектива.
Прочие же элементы имеют всё те же старые покрытия.
Вышесказанное не означает, что объективы с большим числом элементов всегда менее устойчивы к бликам и двоению изображения.
Но всё же тенденция в основном именно такая. У старых объективов со старыми покрытиями минусов больше, чем у свежих моделей.
Поэтому у объективов со старым конструктивом, старыми покрытиями и множеством элементов основной и существенной проблемой может быть именно неустойчивость к яркому контровому свету.
С другой стороны, есть еще одна тонкость.
Отраженный свет ведь не попадает на сенсор камеры, поэтому светосила объектива (F/x) может отличаться от реальной светопроводимости (T/x).
Объектив F/1.4 может и не обеспечивать на самом деле попадание соответствующего объема света на сенсор (в действительности, и не обеспечивает).
Объективы независимых производителей различны при разных байонетах
Рабочее расстояние между сенсором и объективом камер различается у разных производителей (Canon, Nikon, Sony, Sigma).
Поэтому теоретически могут быть определенные различия в угле, под которым лучи света попадают на сенсор камеры. Но забудем об этом и сосредоточимся на фокусировке.
У каждого производителя камер есть набор электронных алгоритмов, встроенных в камеру, согласно которым камера «общается» с электронными чипами объектива при автофокусировке.
Когда Tamron, Sigma, или Tokina создают объектив, им приходится заниматься реинжинирингом и только после этого создавать чипы автофокуса.
Одни чипы применяются для взаимодействия с камерами Canon, другие – для Nikon и т. д.
Но Sigma с недавних пор предлагает платную смена байонета, к примеру, с Canon на Nikon.
Но процедура эта не дешевая, и делается она на заводе в Японии, где и собирается вся фототехника Sigma.
Бывают и различные сюрпризы, о которых многие фотографы не догадываются:
К примеру, Tamron SP AF 17-50mm F/2. 8 XR Di II VC LD Aspherical (IF) B005 и Tamron SP AF 60mm F/2 Di II LD IF Macro G005 могут использовать только центральные точки автофокуса на Canon 50D и 60D и не способны использовать крестовые точки.
Причина, по всей видимости, заключается в том, что Tamron использовал старый идентификационный номер объектива для взаимодействия с камерой, которая воспринимает его как номер старой, снятой с производства модели объектива Canon.
А знаете ли Вы, что значения диафрагмы и фокусных расстояний не на 100% точны?
Фокусные расстояния на объективах указываются приближенно.
Если вести речь о фиксах, то там всё более-менее точно, однако для зумов погрешность может составлять до 5%.
Поэтому зум 50-500 мм может на самом деле быть 53-475 мм. Это мелочь, но иногда это может быть заметно.
Что может быть важным, так это то, что при съемке с близкого расстояния происходит изменение фокусного расстояния — в частности, например, если у объектива есть фокусировка путем смещения задней группы линз.
В настоящее время объективы с фокусировкой путем смещения задней группы линз очень распространены, поскольку для достижения фокуса нужно перемещать лишь маленькие элементы сзади объектива, что приводит к более быстрому автофокусу с небольшими моторами автофокуса.
Поэтому зум 70-200 мм может иметь реальное фокусное расстояние 200 мм при фокусировке на бесконечность, но может «стать» зумом 70-150 мм, если вы сфокусируетесь на чем то, находящемся очень близко.
Этот эффект заметен на новых зумах Canon 70-200/2. 8, Nikon 70-200/2. 8 и Canon 70-300 L IS.
Сходным образом, светопроводимость объектива никогда не соответствует на 100% тем значениям диафрагмы, что указаны на объективе.
Значения F/x – это теоретические вычисления, не принимающие во внимание число элементов, покрытия и другие вещи, которые могут влиять на светопроводимость.
Например, объективы 85/1.4 на самом деле имеют светопроводимость T/1.6, и это реальная светопроводимость, а не теоретическая.
Но для большинства фотолюбителей это не имеет особого значения.