Что снимать? Чем снимать? Советы как правильно фотографировать.
Бывало, купит человек дорогую фотокамеру, а снимки, как в журнале, не получаются.
Сплошное разочарование.
А тут еще друзья Вконтакте выставляют классные фотографии, при этом многие даже сняты цифромыльницами или айфоном.
Начинаешь анализировать – оказывается дело не только в качестве. А в чем же тогда?
Есть несколько моментов (некоторые из них весьма неожиданны) которые влияют на восприятие фотографии.
Начнем с самых тривиальных.
Фотография, являясь частью изобразительного искусства, – вещь субъективная.
То есть она одним нравиться очень, а других оставляет равнодушными.
Все дело в том, какие ассоциации она пробуждает в человеке.
Важно также, в какой момент и как она будет подана.
Фотография, как юмор, наибольшим образом раскрывается, когда ее собственные эманации совпадают с эманациями зрителя.
Немного об эманациях. Это весьма условное обозначение едва уловимой энергии, приписываемой тому или иному объекту.
Что это такое, точно никто не знает, но что-то определенно есть.
Например, трава – зеленая.
Если окунуться в физический процесс цветопередачи, то мы найдем, что зеленый цвет – это определенная световая частота, которая нашими зрительными органами интерпретируется в то, что мы называем зеленым цветом.
В каком-то смысле эту частоту можно назвать эманацией.
Но, кроме цвета, есть у изображений еще и формы, линии, цветосочетания, которые тоже транслируют собственные эманации.
Все они носят информативный характер.
Однако отойдем от скучной физики и посмотрим, что это означает на практике.
Если мы хотим сделать сильный снимок, который, скажем, может выиграть фотоконкурс или хотя бы просто быть отмеченным зрителями, то, скорее всего, у нас ничего не получится.
Дело в том, что такие снимки будут постановочными.
А в постановочных фото нет натуральности.
Разумеется, можно долго отстраивать натюрморт, играть со светом, потратив на это массу сил и времени.
И что-то даже может из этого получиться…
Но кто-то другой просто случайно щелкнет камерой в нужное время и в нужном месте, сделав менее качественное, но более натуральное фото, которое привлечет намного больше внимания.
Надо признать, что гениальные фотографии – это по большей части дело случая.
Но есть и другая сторона медали: шедевры никогда не получаются у неумех.
Одного везения мало – необходимы еще талант и умение обращаться с фототехникой.
Вот, когда все три составляющие собираются воедино, тогда и возникает шедевр.
Где взять композицию?
Иными словами, как выбрать достойный объект съемки в окружающем мире? Для этого надо быть немного художником, хотя бы внутри.
Первый совет: фотографируйте то, что считаете красивым.
Помните, раньше часто произносили такую фразу: «Эх, если бы сейчас был фотоаппарат!».
Так вот, сейчас фотоаппарат есть у каждого, хотя бы в телефоне.
Из первого совета вытекает второй: если хотите делать интересные снимки, старайтесь всегда носить с собой хорошую фотокамеру, желательно с качественным объективом.
А также учитесь ее быстро доставать, настраивать на съемку и делать снимки.
Точность движений должна быть, как у ковбоя, выхватывающих свой кольт.
Если речь идет о зеркальной камере, то на ней всегда должен быть надет объектив, с соответствующим фокусным расстоянием.
Например, отправляясь на прогулку в парк, лучше иметь наготове среднефокусную зум-оптику.
Она позволит сделать неплохой портрет, а при необходимости даст возможность приблизить объект.

Если отправляетесь в горы, то пристегните широкоугольный объектив и захватите с собой штатив.
В лесу длиннофокусная оптик ни к чему, поскольку густые деревья ограничивают видимость до небольшого радиуса, а вот макрообъектив может пригодиться.
Знание законов композиции чрезвычайно важно для спонтанных фотографий.
Хотите усилить ощущение скорости – снимайте объект так, чтобы он двигался слева направо.
Если же наоборот желаете подчеркнуть размеренность движения, то обойдите его слева, чтобы на снимке он двигался справа налево.
Линию горизонта не держите посредине.
Не должен находиться в центре и сам главный объект съемки, если это не является творческой задумкой.
При спонтанной съемке на компоновку кадра есть только несколько секунд.
Все действия фотографа должны быть рефлекторными. Для этого нужно много и часто снимать.
Берите с собой камеру и щелкайте интересные объекты, которые попадаются на пути, стараясь применять необычные ракурсы.
Шансов, что среди отснятого фотоматериала найдутся интересные снимки весьма велики.
Даже столб на дороге можно сфотографировать талантливо, – кстати, неплохое упражнение для фотографов.
Когда появится опыт съемки, то сорняковых кадров станет меньше.
При этом уменьшится и количество спусков затвора, но увеличится процент хороших фотографий.
Со временем фотограф начинает «видеть» кадр.
Ему уже ненужно снимать, что попало и просматривать дома кучу материала, чтобы отобрать десяток удачных.

Теперь практически каждый щелчок затвора превращается в хорошую фотографию.
Но прийти к такому результату можно только после большой практики. Таким образом, количество переходит в качество.
Тренировать глаз можно и без камеры. Однако это немного сложнее.
Если под рукой нет фотоаппарата, то можно просто гулять, выделять интересные объекты и снимать их на мобильный телефон.
Анализ этих снимков непременно приводит к прогрессу.
Наконец, надо почаще просматривать чужие фотоработы, которые уже отобраны конкурсным жюри или редакторами журналов.
В этих работах нужно замечать, что именно привлекает внимание публики. Не оставляйте без разгадки ни одну фотографию.
Так вырабатываются навыки критической оценки, в том числе и собственных фотографий.
Теперь о тех неожиданных моментах в восприятии фотографии, которыми читатель был заинтригован в самом начале этой статьи.
Очень часто автор не воспринимает адекватно собственные работы.
Они ему кажутся хуже, чем у других, менее качественными, менее резкими и менее детализированными.
На это всегда надо делать скидку. Оценивая свои фотографии, необходимо максимально абстрагироваться от них.
Если сделать этого не получается, то нужно отложить снимки на несколько недель и потом оценить их снова свежим взглядом.
Это работает всегда!
Хотим предложить Вам свою помощь в консультации по любым вопросам фотографии.
У нас в чате практикующий фотограф, который всегда сможет дать совет, особенно любителям, которые ещё не так хорошо знакомы с фотографией и оборудованием для её получения.
Пишите, звоните по нашим контактам, мы готовы Вам помочь!
Телефоны:
+375 29 700-34-69
+375 29 122-92-40
E-mail: sales@sigma-foto.by
Skype: sigma-by