Известно, что в любительской фотографии чаще всего можно встретить пейзажные снимки. Чтобы пейзаж получился красивым, следует знать несколько правил его созданию.
Теория фотографии
С технической стороны каждое фото состоит из трех частей: свет, цвет и фактура. Без гармоничного соотношения всех составляющих нельзя добиться результата.
Но в большинстве случаев простое следование теории правильной фотографии может не привести к получению одухотворенного фото.
Следует не только знать и применять все правила, но и осмысливать применение тех или других приемов.
При просмотре фотографии с пейзажем каждый видит в ней то, что ему хочется. Простая фотография лужи может символизировать разное: кто-то видит март, другие – дождь, третьи восхищаются отражением неба.
Что увидел автор, никому не известно. Ведь что-то зацепило его. Это и есть фотографическая идея.
Она больше показывает чувство (одиночество, ритм), а не объект. У многих появится вопрос, могут ли идеей быть предметы природы?
Конечно, это дело творца.
Чтобы взаимосвязь идеи со всей композицией присутствовала, следует владеть несколькими приемами.
Перед началом съемки, следует уяснить самому себе, чем именно понравился этот пейзаж. Такой навык поможет разбираться во всех аспектах фотографии.
Иногда причиной плохих снимков может служить то, что автору нравится одно, а фотоаппарату совсем другое.
Световой акцент
Большое значение в снимках играет свет, причем не только его роль в освещении, но и в самом настроении картины.
При помощи света можно создать из самого незатейливого пейзажа шедевр фотографии или совершенно испортить снимок.
Особенности освещения передают настроение и характер природы. Поэтому следует дождаться наилучшего освещения для конкретной ситуации.
Именно свет создает неповторимое настроение в пейзаже.
Передача света невозможна без теней, которые создают особенную картину и контраст.
Не зря считается, что хороший пейзаж одной местности нельзя снять дважды, так как со временем свет уходит, и расположение теней меняется.
Если на фотографии нет теней, то на ней отсутствует необходимый объем и глубина. Снимок лишь только освещен.
Рассказывая про световой акцент, следует вспомнить про вспышку. В фотографии существует три основных плана.
Эти планы получили свое название из-за расположения на снимке: ближний, средний и дальний.
На первых двух света достаточно, а вот дальний в большинстве случаев затемняется. С помощью вспышки можно выделить передний план, особенно в часы заката.
Важно обратить внимание на предметы, расположенные вблизи. Они могут засветиться от вспышки.
Красивые планы природы желательно делать, присев на корточки. Иногда целесообразно удалить травинки перед фотоаппаратом.
Хороший результат дает использование рассеивателя на вспышке.
Использование фильтров поможет сосредоточиться на конкретном аспекте.
Например, чтобы удачно показать цветы на лугу, следует применить нейтрально-градуированный фильтр в фотоаппарате.
Он нейтрализует световую границу между верхом (небом) и низом снимка.
Цветовой акцент
Природа одарила все цветом для выполнения двух целей: чтобы о чем-то информировать и привлекать внимание.
Ведь в лесу мы землянику находим непосредственно по красному цвету, выделяющемуся в зеленой массе листьев.
В фотографии иногда убирают цвет. Это делается, если цвет не подчеркивает идейное содержание.
Например, если нужно заострить внимание на форме, контурах. Еще со школы известно, что цвета делятся на теплые (например, красный, оранжевый, желтый) и холодные (такие, как синий, голубой, фиолетовый).
Некоторые оттенки одного цвета (например, зеленого) могут быть как холодными, так и теплыми.
Теплые оттенки на фото воспринимаются более яркими и расположенными ближе. А вот холодные, наоборот, не бросаются в глаза.
Часто для выделения предметы теплых цветов используют на холодном тоне. А если сделать наоборот, то такая фотография будет раздражать и резать глаз.
Используя особенности цвета, можно добиться более точного отражения идеи. Для этого используют различные фильтры при снимках, чтобы подчеркнуть, например, холод зимнего пейзажа или теплоту летнего луга.
Люди устроены так, что им ближе теплые картины. Поэтому изменяя количество белого цвета в снимке можно добиться разных результатов.
Поляризационный фильтр в снимке позволяет не только «утеплять» снимки, но и акцентировать внимание на отдельных участках пейзажа.
Таким образом можно выделить рисунок облаков на фоне неба. Существует несколько видов поляризаторов, которые позволяют увеличивать насыщенность конкретного цвета.
Такая поляризация используется, если нужно подчеркнуть, например, маки на лугу.
При снимках цифровыми фотоаппаратами лучше пользоваться фильтрами, чем редактировать впоследствии снимки в графическом редакторе.
После установки фильтра обязательно нужно выставить баланс белого цвета самостоятельно вручную.
Также в современных фотоаппаратах существуют фильтры, которые позволяют изображениям придавать другие цвета.
Таким образом можно частично поменять, например, цвет неба или озерной глади, а остальное сохранит свои естественные оттенки.
Композиционный акцент
Про композицию написано немало трудов. Однако без правильной установки света и цвета композиция не спасет фотографию, но и приуменьшать ее роль не стоит.
Благодаря удачному построению композиции зрителю проще понять идею картины.
Если хочется передать простор и широту, нужно фотографировать так, чтобы ничто не ограничивало пространство и взгляд.
При рассматривании снимка с правильной композицией должно появляться ощущение незавершенности.
Если нужно передать уют какой-либо местности или дома, следует использовать закрытую композицию. Для этого нужно позаботиться об ограничении по краям.
Можно использовать сверху, например, ветки. Иногда небо портит ощущение закрытости, если съемка ведется в городе, то снимок может и не содержать неба.
В любом случае при «открытой» или «закрытой» схеме должно быть ядро композиции, которое выражает идею снимка.
Если нужно отразить спокойствие, постоянство, следует использовать «статичную» схему. Для этого оси должны идти горизонтально или вертикально.
Чтобы подчеркнуть мирное, сонливое настроение стараются исключить прямые углы. Осями такой композиции могут стать дорога, горизонт, дерево.
Признаков хорошего снимка считается расположение осей не по центру, а немного в стороне.
Кроме того, на фото не должно быть непрерывных линий, иначе они разрежут снимок на бессвязные части.
Для снимков водопадов, рек используют «динамичную» схему. В таких снимках оси пересекаются под прямым углом, образуя диагонали.
Присутствие диагоналей в снимке приветствуется, но желательно немного нарушать их порядок. Использовать вертикальные или горизонтальные оси скучновато.
На идею большое значение оказывают разнообразные ракурсы. Например, стоя на разных сторонах дороги можно сделать снимок с различных диагоналей: восходящей или нисходящей.
Применяя различную высоту съемки, можно заострить внимание на нужном ракурсе. Также можно пользоваться разными возможностями объективов.
В одной статье нельзя все рассказать о возможностях пейзажной фотографии. Но менеджеры Sigma с удовольствием поделяться своими знаниями:
Телефоны:
+375 29 700-34-69
+375 29 122-92-40
E-mail: sales@sigma-foto.by
Skype: sigma-by
Связаться с нами по ОБРАТНОЙ СВЯЗИ